VOLOVIK.COM
ВГИК
KINO
АНДРЕЙ МИГАЧЕВ
Разбор драматургии эпизода фильма: Starship troopers
...да     прославится 
имя Роджера  Янга
(слова из песни).

Эпиграф к роману Р. Хайнлайна
«Космический десант»


 Фильм Пола Верховена «Космический десант» по одноименному роману Р. Хайнлайна выпущен в 1998 году. Оправдав значительные расходы ровно и практически незамеченным прошел в прокате США и Европы. Некоторые критики отметили тот факт, что последние фильмы Верховена, который заслуженно считался до недавнего времени мастером современного психологического кино, мягко говоря, странноваты.

«Добравшись» до России, фильм мгновенно приобрел суперизвестность, долгое время оставаясь лидером рейтингов продаж. Фильм понравился не только местному массовому потребителю, но и критикам, что для России несколько необычно. 

Подбор актеров на главные роли, «построение кадра» и монтаж, заставляет вспомнить о некоторых других фильмах, периодически появляющихся в Голливуде и имитирующих культурную традицию комикса, хорошо развитую в Америке. Например «Дик Трейси», « Кто подставил Кролика Роджера». Жанр фильма  - космическая фантастика, тоже довольно популярен и хорошо потребляем зрителем, воспитанным на «Звездных войнах», «Чужой», «Пятый элемент» и др. Подобные ленты появляются тем больше, чем больше компьютерных эффектов может позволить себе современный кинематограф. Для того, чтобы фильм прошел успешно, ему требуется всего лишь не обмануть ожидания по количеству сцен космических   баталий и демонстрации красот «глубокого космоса»  (Deep Space). Все это присутствует в любом из вышеперечисленных фильмов, присутствует это и в картине Верховена. 

(Одним  из требований, предъявляемых к фильму, эпизод из которого надо анализировать, является его «высокохудожественность».   Это требование абстрактно, ибо не существует никакого серьезного способа определить его наличие или отсутствие в конкретной   работе. Мы можем предполагать, и защищать свою точку зрения, нисколько не претендуя на некий абсолют. 
В таком жанре, как « Космическая фантастика»  многое зависит от того, каким набором символов владеет человек, о нем рассуждающий.) 

Фильм Верховена, более сложен, чем кажется на первый взгляд. Он как бы многослоен. 
 Для примера рассмотрим   эпизод пребывания главного героя в учебном центре по подготовке пехотинцев.

Основным «двигателем» этого эпизода подан как бы внутренний конфликт молодого, только что окончившего школу человека, добровольно согласившегося на службу в армии. Причины его желания служить достаточно случайны. Он не хочет делать карьеру военного, ему не приходиться зарабатывать этим на хлеб, поскольку его происхождение откровенно благополучно,  вроде бы он любит... и именно любовь заставляет его согласится на присягу и службу в течение ближайших лет «... или до тех пор, пока необходимость в этом не отпадет» (слова присяги).
Его девушка записалась на военную службу.., его друг поступил также.., его родители против.., что он, не знающий точно, что собирается делать, предпринимает? - Идет служить. Не зная насколько правильно поступает, не будучи уверен в своей готовности терпеть лишения (обильно представленные), заняв противоположную мнению родителей, желающих добра,  позицию.., как и положено в подобном возрасте.

Что странного во всем этом? - Пошаговая предсказуемость.  Вспомним, Верховен действующий мастер психологического кино. Его самым нашумевшим фильмом был фильм «Основной инстинкт». Очень выверенный фильм о специфических проблемах людей с высоким коэффициентом интеллекта. К чему откровенная «мультяшность» персонажей «Космического десанта», абсолютная предсказуемость действий и слов, произносимых ими? Хотя... вполне можно удовлетвориться представленным на экране, тем более что снято все очень качественно и достоверно. Так, как принято в Голливуде, с соблюдением всех мелочей. Резонер, в нужный момент заставляющий зрителя смеяться - есть, красивые девушки и эффектные диалоги с претензией - есть. Что еще? - Армия? - Есть жёсткий сержант, спускающий шкуру с подчиненных. Странно другое. Что делает среди всего этого Верховен? (шутка)
Сказано ради красивого оборота,  на самом деле, по ходу действия фильма есть некоторые ссылки, позволяющие предположить, что  все не так просто. 

Подчеркнутая компьютерность подачи информации, схожая с интерфейсом, принятом в компьютерных новостных каналах, или даже предвосхищающая ее по дизайну, внезапный, абсолютно неэротичный эпизод совместного пребывания в бане молодых солдат обоих полов. (странно не то, что они моются вместе, - практика в мире довольно известная, странно именно полное, формальное отсутствие сексуальных мотивов, ( и это Верховен !!! ) тем более, что в начале фильма есть подчеркнуто скромная сцена любви).

Общество будущего на экране.  Новый, интегрированный социум. Агрессивно экспансивная цивилизация. Никаких ужасов экологических катастроф. Никаких мутантов. Очень здоровые физически люди. И очень далекие от нас. Далекие от проблем рефлексии, знающие свое место в повседневности. « Я делаю свое дело!» - подсознательно внушаемый принцип существования.
 О чем они говорят? 

« Я пошла на службу, потому, что хочу быть антропологом.... Я, потому, что хочу иметь детей.., ... я на службе, потому, что хочу ...» для того чтобы иметь возможность, надо иметь гражданство, для того, чтобы  иметь гражданство, надо пройти службу. Любому (!) представляется такая возможность. Независимо от его ума, физических возможностей и т. д. Принцип, хорошо известный нам из недалекого прошлого : « От каждого -по способностям, каждому - по труду.» Кстати, не здесь ли искать феномен популярности именно в России? 

Эффективная структура государственного управления. Мечта...  Или, наоборот, ад, для последователей Бакунина и Кропоткина. Абсолютно постзападная цивилизация, распространившаяся по всему миру и дальше... Наследники аристотелевых силлогизмов. 
Эффективность во имя репродуктивности... Ни музыки, ни живописи, ни новой вкусовой эстетики, ожидаемой от каждого фильма о будущем. В костюмах, операторской работе, со стороны художника нет ничего от Бориса Вальеджо, Жана-Поля Готье, и т. п. Случайно ли это?

Если быть знакомым с текстом произведения, по мотивом которого делается фильм, невозможно полностью абстрагироваться от первоисточника. Замечаешь несоответствия текста и сценария, смещение акцентов.  В некоторых случаях, как например в этом, знание источника помогает разобраться в режиссерской  позиции. Конфликт эпизода по Верховену более глубок, и лежит скорее в сфере философии. Обработка информации - пятая технология. Четвертая привела к возникновению нашей цивилизации, к чему приведет пятая?

Такое общество, какое показывает нам режиссер,  может жить.  Хорошо ли это? Тем более, что все, происходящие и предлагаемое нам - очень и очень реально... Несмотря на жанр  космической фантастики. Причем Верховен, и этим интересен фильм, не показывает личного отношения к происходящему. Он, как бы, в стороне. Констатирует факт. Не более того.
Даже внешний враг, Жук - арахнид, позволяет нам не думать о моральности, или не моральности военных действий, начинающихся как раз в конце рассматриваемого эпизода. Очень выгодная модель, - ни поисков, на чьей стороне Красной, или Белой Розы, правда, ни моральных терзаний по поводу ценности всякой подлунной, или межзвездной, жизни,  Не гуманоид?  - к стенке. (шутка).

Структурная композиция эпизода линейна. Сцены последовательны во времени и выверены по сюжетной линии.

1 - строй в учебке. Экспозиция сержанта, появление участницы любовного треугольника, которая безответно любит главного героя. Неестественная и нереальная жестокость сержанта, полное пренебрежение к физическому страданию. Сцена интересна корреляцией с отсутствием моральных страданий у героев фильма. Они не переживают. Даже любовь, пожертвование собой во имя любви, показаны откровенно формально. И в этом тоже необычность фильма и его непонятная правда. Такое общество, такая функциональная система ( по Анохину) реальна, и для такого общества реальны именно такие отношения. Известно ведь, как меняется представление о любви в исторической ретроспективе.

2 - Столовая - поведение в столовой добавляет положительности главному герою. Экспозиция резонера - туповатого европеоида с замашками карьериста.

3 - занятия. Своеобразное «мастерство пехотинца». Чем-то напоминает настольную игру в хоккей.

4-  вышеописанная сцена в бане, крайне важная для подоплеки фабульной истории диалогами участвующих в сцене.

5-  Опять занятия и небольшая битва за должность старшего. 

6-   казарма и письмо любимой, которая говорит о том, что в данных обстоятельствах, а она талантливый пилот и ее ожидает блестящая карьера, им лучше остаться друзьями.

7-   неудачно завершившийся смертью подчиненного карьерный рывок.

8-  Девушка, которую любит главный герой, демонстрируя великолепную выучку прокладывает новый, более оптимальный курс для корабля и замечает огромный метеорит, летящий в сторону Земли. В сцене развивается линия ее отношений с конкурентом главного героя. 

9-  Начало военных действий, которое освобождает главного героя от тяжелого бремени принятия самостоятельных решений.

Монтаж всех сцен выполнен приемом столкновение. Интересным для анализа  представляется следующее: В эпизоде два раза смерть. Погибает подчиненный и погибают родители главного героя. (Кстати говоря в первой части фильма - обучение в школе тоже есть смерть - мимоходом показана казнь осужденного. Именно как бы мимоходом, что важно!) Казалось бы личная трагедия. Ничего подобного. Обычное явление. Здоровые ( нетипичные, если сказать мягко, реакции). В начале и конце эпизода вставки Новостей, иллюстрирующие конечную правоту Энди Уорхолла, давшего массу прогнозов развития общества потребления.

По сюжетной композиции эпизод является разработкой как внешнего (поверхностного) так и внутреннего ( глубинного) конфликта. Также этим эпизодом заканчивается конфликт главного героя и родителей. Заканчивается ничем, то есть смерть родителей помогает любящему сыну сделать правильный ( ожидаемый от него обществом, шаг). Цинично, но последовательно. 
Развивается линия любовного треугольника. Она  бросает его, поскольку не любит, он не ценит другую, любящую его таким, каков он есть.

Кульминацией эпизода является момент когда  главный герой беседует со своими родителями и во время беседы прерывается связь. Только что он сообщил им о своем решении уйти со службы, пройти позорный путь до ворот и вернуться домой. Они удивлены, поскольку смирились с мыслью о том, что их сын военный... и тут связь прерывается. Мы понимаем что произошло, поскольку знаем про метеорит, обнаруженный девушкой-пилотом. Его город, его близкие погибли. Он просит начальство оставить его на службе и его оставляют.

В контексте всего фильма, кульминацией второго эпизода  заканчивается разработка характера главного героя. Он больше не меняется по ходу сюжета. В его действиях только один мотив - он должен делать свое дело, выполняя приказы даже если они бездарны. В этом честь, слава, цель любого гражданина - читай - полноценного гражданина цивилизации. 

С этого же момента фильм перестает быть притчей - предсказанием.  Дальше - невероятная мясорубка войны, в которой ценность одной человеческой жизни сведена до величины, прямо пропорциональной его  способности к самопожертвованию. Мы  следим за победой цивилизации людей, в которой не сомневаемся с самого начала, зная законы кино подобного жанра и следим за главным героем - продуктом цивилизации, взглянув на которую мы с интересом видим результат тех странных процессов, которыми наполнена сегодняшняя жизнь.