КИМ БЕЛОВ
БУДНИ ДРАМАТУРГА. 13.10.98. 
КИНО: "В горах мое сердце", "Спокойный день в конце войны" (все — просмотровый зал №2).

После мастерства показывали две дипломные работы студентов ВГИКа, впоследствии ставших признанными мастерами: Рустама Хамдамова и Никиты Михалкова. Короткометражка первого — "В горах мое сердце", "импровизация на тему рассказа Сарояна" — породила среди зрителей совершенно неадекватную реакцию. История о музыканте, обедающем в гостях у поэта (а может, это была совершенно другая история — так сразу и не поймешь), ближе к середине получила такие комментарии: "Бивис, а что мы смотрим?" "Баттхед, гляди, какая клевая телка!" "Как ты думаешь, Бивис, она бы мне дала?" И, конечно же, все это перемежалось отвратительными "хе-хе-хе". Так поколение MTV отреагировало на дипломную картину Рустама Хамдамова. В середине разразился спор, хорошая или нет актриса Елена Соловей: присутствующие разделились на два лагеря, и после нескольких минут словесных перепалок ("Сам ты плохая актриса!") все, по крайней мере, согласились, что "здесь она ничего".

Михалковский фильм, "Спокойный день в конце войны" по сценарию Руслана Ибрагимбекова, был принят теплее. 1944. Некий безмозглый солдат (роль Сергея Никоненко) охраняет два ящика трофейных картин, которые он откуда-то утащил. Случайно там же оказывается женщина-солдат в исполнении Натальи Аринбасаровой. Между ними возникают определенные отношения (к сожалению, НЕ секс; впрочем, одна эротическая сцена — купание Аринбасаровой — присутствует, что уже хорошо), а потом Никоненко убивают взявшиеся откуда ни возьмись фашисты.

Главное (и единственное), почему этот фильм можно, скрипя зубами, смотреть (хотя Лиза Филимонова с киноведческого здесь со мной не согласилась) — актеры. Товарища главного героя (ради которого тот где-то и тырит живопИсь) играет Кайдановский. Недобитые немецко-фашистские захватчики — отдельная песня: Пороховщиков, Дуров, Смирнитский и Богатырев (последний перед смертью говорит "ку-ку"). Наверное, ни в одном фильме о войне (кроме "Семнадцати мгновений весны", но это не в счет) роли фашистов не играли такие потрясающие актеры (если они вообще когда-нибудь играли вместе).

Еще один небольшой плюс — диалоги между героями Никоненко и Кайдановского крайне отчетливо намекают на гомосексуальные отношения. Никоненко, словно провинившийся только что любовник, упрашивает Кайдановского остаться — тот, видимо, обиженный, наотрез отказывается и уезжает. За неимением другого выбора Никоненко привязывается к Аринбасаровой. 

Недостатки: во-первых, нужно отметить никудышную мотивацию солдата. Можно понять Никоненко, лишь согласившись с его умственной неполноценностью. Не знаю, как кто, а я не могу питать симпатию к буйнопомешанным, непонятно почему становящимся вдруг агрессивным героям — а здесь перед тем, как умертвить героя, нужно вызвать к нему именно симпатию. 

Во-вторых, в уста Никоненко — хрестоматийная ошибка — Михалков вкладывает идею, "программное заявление" о том, что "все это — Россия". Это уж вообще.

Впрочем, вероятно, ругать дипломные работы не есть совсем хорошо.

ЛЮДИ: Евгений Цымбал, Лиза Филимонова.

Взлет карьеры режиссера и сценариста Евгения Цымбала пришелся на короткометражный фильм "Защитник Седов" — не о футболисте, как многие наверняка подумали, а о адвокате времен самых суровых сталинских репрессий. Этот адвокат берется за заведомо проигрышное дело — о вредительстве каких-то агрономов, — и, благодаря упорству и везению, побеждает и даже остается в живых. Наталья Борисовна Рязанцева сказала, что этим фильмом Цымбал открыл запретную до того тему, и тут же закрыл ее — настолько хороша получилась картина.

Цымбал оказался очень милым человеком; рассказывал о своей работе с Ларисой Шепитько, Эльдаром Рязановым, Никитой Михалковым, Марком Захаровым и Ларсом фон Триером. Негативно отозвался о современной российской системе выплаты денег за авторские права, посетовав не нечистоплотность студий в данном вопросе. Попил чаю. Поначалу нервничал — видимо, аудитория из дюжины начинающих драматургов вызывает трепет даже у маститых, опытных режиссеров. Выяснилось, что Евгений Цымбал довольно презрительно и недоверчиво относится к ТВ, а попросту говоря — не умеет смотреть телевизор.

Но самой интересной частью рассказа нашего сегодняшнего гостя была история о крайне странном учреждении под названием Sundance Institute (наверное, многие слышали о фестивале американского независимого кино Sundance — так вот, это совсем рядом. Sundance — название каньона, где все расположено). Самые хорошие мировые кинематографические школы — Калифорнийская, Нью-Йоркская, Лондонская, Пражская — в первую очередь ориентируются на обилие практических занятий: студент постоянно должен делать (на видео) какие-то зарисовки, репортажи, этюды. Sundance Institute был создан с желанием несколько теоретизировать процесс, и вот что получилось. Каждый год около 800 человек присылает свои короткие видео-работы. Из них отбирается (жюри состоит из известных кинопрофессионалов) около 200, авторы которых приглашаются на двухдневный семинар. В течение семинара каждый прошедший в этот тур получает обстоятельную консультацию у голливудского специалиста — сценариста или режиссера. После двухмесячной доработки (сделанной на основе полученных советов) работы оцениваются снова. В этот раз 50 победителей снова приглашаются в вышеупомянутый каньон, и работают еще. Наконец, пять-шесть лучших получают деньги на свой фильм — до 5 миллионов долларов.

Киновед Лиза Филимонова — обладатель, наверное, самой уютной комнаты в общежитии ВГИКа. Помимо этого, она симпатична, умна и до невозможности приятна в общении. Уверен, что и киновед из нее — высший класс.