КИМ БЕЛОВ
БУДНИ ДРАМАТУРГА. 15.10.98. 
КИНО: "Приговоренный к смерти бежал", "Не тот человек" (300-я аудитория), "Проект А"-1 (НТВ)

В отличие от вчерашнего, сегодняшний день — день разочарований. Преподаватель сказал перед сеансом, что Андрей Тарковский считал Робера Брессона своим первым учителем. После просмотра можно этому только удивиться. Самая точная характеристика, которой заслуживает "Приговоренный к смерти бежал" — тупой фильм. Редко можно увидеть (и лучше бы вообще не видеть), когда режиссер приносит в жертву собственной (пусть даже и хорошей) идее все, что выработал кинематограф со времен братьев Люмьер. Гораздо больше для брессоновских планов подошла бы радиопостановка.

Фильм (сценарий писал сам Брессон) основан на рассказе Андре Девиньи. Во время гитлеровской оккупации Франции некий участник Сопротивления оказывается в тюрьме. Придумывает, как оттуда бежать, и в конце концов убегает. Все это сопровождается длительными рассуждениями и комментариями эмоций героя (типа "Мне стало страшно").

Задачей Брессона, по всей видимости, было показать, как ведет себя человек, когда знает, что он на грани смерти. То же самое делали и до, и после Брессона другие режиссеры, и получалось это у них существенно лучше. В фильме как таковое отсутствует изображение — место действия составляют интерьеры тюрьмы и ночная улица. Развития главного героя нет — с каким настроением он попал за решетку, с таким же ее и покинул. Даже весть о скорой казни не застявляет его ни на секунду изменить выражение лица. А полная неосторожность и изобретенный способ побега — расшатывание досок в двери с помощью заточенной ложки (!) — вызывают в зрительском зале здоровый смех. По поводу "мыслей вслух" ("от напряжения я не мог пошевелиться"): любой начинающий сценарист знает, что этого делать нельзя ни в коем случае. После такого приема интерес к происходящему на экране пропадает мгновенно. 

Впрочем, если считать "Приговоренного" экспериментальным кино, можно даже увидеть в нем что-то хорошее: например, звуковые детали. Увиденный на следующей паре фильм — The Wrong Man ("Не тот человек") Альфреда Хичкока — тоже меня не порадовал. Начинается вс замечательно. Музыканта (Генри Фонда), играющего в ночном клубе на контрабасе, путают с бандитом и обвиняют в ограблении страховой конторы и двух магазинов. Все улики — показания свидетелей и "графологическая экспертиза", проведенная двумя полицейскими — против него. Адвокат ничего не смыслит в уголовных делах: во время оправдательной речи начинают засыпать присяжные. Двое людей, способных обеспечить алиби, некстати умерли. Здесь происходит нечто. Жена музыканта (Вера Майлз) обвиняет во всех произошедших несчастьях себя и подвигается рассудком. В теории такой поворот мог сделать картину шедевром, а мог испортить. К сожалению, случилось второе. После помещения супруги в психушку фильм потерял ритм, и до конца (поймали и наказали настоящего злодея) было уже неинтересно.

В первую очередь я отношу провал во второй половине картины к неудачной работе сценариста (не помню, как его), который, судя по всему, сам не знал, что потом делать с Генри Фондой, и написал что-то совсем невнятное. Таким образом все режиссерское мастерство Хичкока пошло прахом: ближе к концу фильм нагоняет зевоту.

Вечером я надеялся, что меня порадует Джеки Чан своим "Проектом А"-1. Конец 19-го века. Гонконгская береговая охрана планирует операцию по уничтожению пиратской эскадры. Ей мешают внедренные в полицию пиратские шпионы. Береговую охрану расформировывают и превращают в отделение полиции, под начало злейшего врага Джеки Чана. У последнего есть бывший друг, ставший вором и заботящийся только о том, как бы набить карман. В результате победа над ужасным главарем пиратов оказывается возможна только объединенными усилиями и с применением технической новинки под названием "осколочная граната".

Если бы не сестра, которой нужно было делать английский, я бы спокойно посмотрел этот фильм, очередной обычный фильм с Джеки Чаном, но из-за необходимости постоянно отвлекаться и объяснять разницу между to hang и to hang up удовольствие было подпорчено.