КИМ БЕЛОВ
БУДНИ ДРАМАТУРГА. 22.10.98. 
КИНО: "Андрей Рублев" (300-я аудитория), "Телохранитель" (Музей кино). 

Вслед за продолжительным бедным на хорошее кино периодом, удалось посмотреть сразу два больших шедевра — "Андрей Рублев" Андрея Тарковского и "Телохранитель" Акиры Куросавы. Причем оба на широком экране, что само по себе приятно. 

Фильм "Андрей Рублев" представляет из себя несколько новелл о жизни знаменитого русского иконописца 14-15 веков: его отношения с товарищами, с Богом, реакция на происходящие рядом события типа феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига. Потрясаюшее кино, но не простое: в первую очередь из-за тяжести выбранной темы, во вторую — из-за длины (две серии — почти три часа). Как известно, чем больше корабль, тем больше шансов напороться на айсберг. 

Впрочем, пока рейс теплохода "Андрей Рублев" проходит без айсбергов. 

Расскажу лучше о другом. Идею фильма о Рублеве придумал актер Василий Ливанов, и рассказал Андрею Тарковскому и Андрону Михалкову-Кончаловскому, приехав к ним на дачу. Главную роль, по Ливанову, должен был сыграть он сам. Было это то ли весной, то ли в начале лета. Тарковский и Кончаловский, загоревшись, за лето написали сценарий. Когда Ливанов post factum (осенью) узнал об этом, он смертельно обиделся. Произошла первая ссора — после этого долгие годы Ливанов не разговаривал с обоими авторами сценария. Вторая столкновение, такое же страшное, случилось во время монтажа: у Андрея и Андрона были разные мнения по этому поводу. Так фильм "Андрей Рублев" навсегда поссорил трех замечательных мастеров. 

Самое интересное, конечно же, что все это в фильме отражено. Кирилл подает Феофану Греку идею прислать в Андроников монастырь гонца. Феофан его присылает, но не за Кириллом, а за Андреем Рублевым. Как отреагировал Кирилл, знают все, кто смотрел. Потом, уже получив заказ расписать некую церковь, Андрей ссорится с Даниилом. Трое иконописцев, которые сначала шли вместе, в итоге остаются порознь. Мораль: служение искусству требует жертвовать самыми близкими товарищами. Доказано и в жизни, и в кино. 

А изображение в последней части русских икон наверняка привело к повышению их популярности на Западе — соотвественно, к вывозу из России. Думаю, вряд ли кто-либо из авторов такое предполагал. 

По "Телохранителю" Куросавы, как известно, сделано два известных римейка — "За пригоршню долларов" Серджо Леоне и "Герой-одиночка" не помню кого, но помню, что с Брюсом Уиллисом. Суперкрутой самурай приезжает в маленький городишко, где враждуют две банды. Оба главаря отвратительны до невозможности. Единственный, кто зарабатывает — гробовщик. Гробы, как я выяснил из просмотра, в Японии круглые и похожи на большие деревянные коробки из-под торта. 

Банды пытаются нанять самурая, но у того есть благородный план — уничтожить всю пакость. Поэтому самурай (Тосиро Мифунэ) поступает на службу то к одним, то к другим, расшатывая бандитскую систему изнутри. Потом он попадает в безвыходное положение, но в итоге побеждает и уходит, крутой. 

Как ни странно, "Телохранитель" — почти комедия. Все, кроме главного героя, кривляются и корчат рожи не хуже моего любимого Джима Керри. Тот факт, что все они японцы, лишь добавляет изюминки. Режиссер подобрал актеров с невероятными рожами — забыть некоторые вам не удастся никогда. В общем, очень хороший фильм. Правда, на нем почему-то уснул Максим — сказал, что скучно. Вот этого мне не понять.