КИМ БЕЛОВ
БУДНИ ДРАМАТУРГА. 23.10.98. 
КИНО: "Кинолюбитель" (2-й зал), "Ночь над Землей" (видео).

Бесспорно, хороший день. "Кинолюбитель" Кшиштофа Кеслевского оказался просто потрясающим фильмом: умным, добрым, местами смешным, местами грустным. Рядовой рабочий польского завода покупает любительскую камеру, чтобы снимать только что родившегося ребенка. Постепенно рабочий начинает снимать все, что видит вокруг. Зная об этом хобби, ему поручают сделать документальный фильм о юбилее завода. Картина отправляется на фестиваль, и завоевывает там один из призов. Тем временем жена становится недовольна увлечением мужа — тот все меньше времени тратит на семью.

Можно смело сказать, что "Кинолюбитель" — непризнанный шедевр. История ни на секунду не становится скучной; Кеслевский показывает совершенный психологический портрет человека, внезапно нашедшего для себя настоящее призвание, и тем самым поломавшего всю прежнюю жизнь. Финал безупречен: фильм был бы испорчен как счастливыи концом, так и несчастливым; Кеслевский выбрал третий вариант.

Наконец, маленький, но значительный штрих. Выросшему в СССР знакома вся обстановка фильма: такие же дома (вплоть до планировки квартир), где живут герои; такая же мебель; такие же проблемы. "Кинолюбитель" очень трудно посмотреть, но обязательно надо.

"Ночь над Землей" я смотрел, наверное, раз в шестой; о своем восхищении Джимом Джармушем могу говорить долго. "Ночь над Землей" — пять рассказов о таксистах из пяти городов: Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Парижа, Рима и Хельсинки. Все новеллы разнятся по качеству и настроению, но, в то же время, ни одна не выпадает из общей картины. Сначала Вайнона Райдер не соглашается принять предложение Джины Роулендс стать актрисой. Потом Джанкарло Эспозито показывает Армину Мюллер-Шталю, как правильно водить машину, и заодно ругается матом с Рози Перес. Потом Исаак Де Банколе ("маленький братец") расспрашивает слепую Беатрис Далле о том, как она занимается любовью. Потом Роберто Бениньи исповедывается Паоло Боначелли, доведя того до сердечного приступа. Наконец, Матти Пеллонпяя рассказывает Невероятно Грустную Историю, от которой плачут даже суровые финские парни.

Один из лучших фильмов двадцатого века.