КИМ БЕЛОВ
БУДНИ ДРАМАТУРГА. 07.10.98. 
КИНО: "Армагеддон" (кинотеатр "Художественный"). 

"Армагеддон" Майкла Бэя показывали в "Художественном". В главной роли астероид "размером с Техас", летящий к Земле и угрожающий все порушить "к чортям". Команда бурильщиков, возглавляемая Брюсом Уиллисом (сам погибнет), должна проделать в астероидной тверди (которая оказывается еще какой твердью!) дырку глубиной в 800 футов и заложить туда ядерную бомбу. В результате взрыва небесное тело должно расколоться (и раскалывается) на две части, которые должны полететь (и полетят) мимо родной планеты. Очень много сцен на фоне американского флага. Дочь Уиллиса (Лив Тайлер) влюблена в лучшего из подчиненных Уиллиса (Бен Эффлек; тоже летит в космос), и в конце они целуются. Стив Бушеми (бурильщик) на некоторое время сходит в космосе с ума и расстреливает окружащий мир из пулемета (без последствий). Питер Стормаре (русский космонавт) чинит какой-то hi tech ударами монтировки, приговаривая: "Американские блоки, русские блоки — все делается на Тайване!" Американская военщина, несмотря на увещевания ученых, порывается подорвать бомбу прямо на поверхности астероида, но стараниями Уиллиса обламывается. Главные положительные стороны картины: напряжение и спецэффекты. Второе больше заслуга художников компьютерной графики: нью-йоркские небоскребы рушатся великолепно (особенно верхушка Эмпайр Стейтс Билдинга); Париж и неизвестный азиатский город уничтожаются быстро, но эффектно; наконец, кульминационная детонация атомной боеголовки (произведенная Уиллисом вручную), впечатляет. Постоянное напряжение же, наверное, нужно отнести в плюс прежде всего сценаристам. Часто используется прием со счетчиком, отсчитывающим время до взрыва: часы в ЦУПе показывают, сколько осталось до столкновения; таймер на атомной бомбе тикает, останавливается, начинает идти снова и окончательно замирает на трех секундах; в конце астероид приближается к точке, где уже поздно что-то делать, но Уиллис успевает "поднять, нажать, держать" буквально за секунду до необратимого. И вообще, у героев постоянно возникают какие-то проблемы, так что отвлечься зрителю просто некогда. 

Неудачные моменты: роль Лив Тайлер и "клиповый", сверхбыстрый монтаж. Сама Лив, как всегда, великолепна — улыбается так, что герою Эффлека невозможно не позавидовать. Но ее основная задача по фильму — переживать за папу и жениха. На фоне возможной (в случае неудачи жениха и папы) гибели всего населения планеты ("половина от тепловой волны, половина от вечной зимы, вызванной появлением в атмосфере пылевой завесы ") страдания бедной девушки не вызывают особой жалости (в отличие, например, от гибели всего одного из полутора тысяч пассажиров "Титаника"). Сверхскоростной монтаж, безусловно, вносит долю молодежномодности, но не дает толком разглядеть ни одного актера. Учитывая, что все те как на подбор красавцы удалые (и оцениваются соответственно), режиссер становится похож на тренера хоккейной команды, держащего самых дорогих игроков на скамейке запасных. 

"Армагеддон" — суперкачественное американское кино, сделанное с огромной долей юмора. Очень смешно от начала и почти до конца. Потом все становится попафоснее, но не слишком. Если бы ироничным оказался и финал, можно было бы подумать на братьев Коэнов (тем более что в заметных ролях Стормаре и Бушеми, незадачливые киднепперы из "Фарго"). 

Так как для восприятия картины важны FX, рекомендуется смотреть в зале с "Долби". В "Художественном" звук, кстати, не очень. 

ЛИТЕРАТУРА: Александр Кушнер, Евгений Рейн, Анатолий Найман. 

Александр Кушнер, Евгений Рейн и Анатолий Найман — поэты ленинградской школы. Им было посвящено следующее после Иосифа Бродского занятие современным литпроцессом. Общее мнение: все они гораздо хуже, чем Бродский. В приведенных примерах преобладали Рейн и Кушнер. Меньше всех читали Наймана.