КИМ БЕЛОВ
БУДНИ ДРАМАТУРГА 01.14.99
КИНО
«Гражданин Кейн» Орсона Уэллса.
Лучший Фильм В Истории Американского Кино. Перефразируя героя Пелевина, можно сказать: «После «Гражданина Кейна» становится понятно, как жить дальше». Картина, ставшая точкой отсчета. Четыре номинации на «Оскар»-1941 и статуэтка за лучший сценарий. Первая (если не считать любительских опытов) и самая мощная киноработа актера и режиссера театра и радио Орсона Уэллса.
Несколько подрастерявший свое состояние, но все еще миллионер Чарльз Фостер Кейн произносит перед смертью загадочную фразу. Чтобы выяснить значение этих слов, некий репортер киножурнала встречается с теми, кто знал покойного магната. Но разгадать загадку «бутона розы» журналисту не удастся — в отличие от зрителя.
Писать о «Гражданине Кейне» труднее, чем о каком-либо другом фильме. Он слишком сложен и, одновременно, очень прост — как «Джоконда» Леонардо да Винчи или «Давид» Микельанджело. Он безупречен. Изобразительные средства, применявшиеся Уэллсом, могут показаться сегодня не очень впечатляющими, но даже после неоднократных пересмотров и прочтения сценария, последние минуты — Кейн, разносящий комнату Сьюзен; зеркальный коридор; горящие санки — производят сильное впечатление.
Уэллс в первую очередь уделяет внимание сценарию, его перипетиям, героям, деталям. Вероятно, привычка прорабатывать литературную основу осталась у Оскара Уэллса («воспитанного» на постановках Шекспира) с театральных времен, где, как известно, «из пьесы слова не выкинешь». «Гражданин Кейн» — в первую очередь триумф сценариста, а не режиссера (как, например, и «Криминальное чтиво»), чем особенно близок моему сердцу. В отличие от фильмов, скажем, Феллини (снимавшего иногда без сценария), «Гражданин Кейн» делает акцент на смысле истории, а не на остающемся у зрителя ощущении. И полностью оценить фильм можно, только пересмотрев его несколько раз.
That’s cool.