КИМ БЕЛОВ
БУДНИ ДРАМАТУРГА 16.01.99.
КИНО

«Утро — не время для девочек» Александра Шейна.
Никто не знает, что завтра или послезавтра преподнесут ВГИКовские студенты. В первом приближении кажется, что в институте кинематографии не происходит ничего, заслуживающего внимания. Сценаристы пишут чепуху, на постановку которой требуется бюджет «Армагеддона». Режиссеры пять курсов гоняют по сцене друг друга. Операторы тратят выданную им пленку (бесценная вещь!) на этюды по освещению. Киноведы протирают влажными тряпочками старые советские плакаты в архиве. Актеров, экономистов и художников из чувства уважения я не трону, но хорошего про них тоже можно сказать мало. Поэтому когда из недр ВГИКа появляется хоть что-то, это уже можно считать удачным результатом. А если премьера дипломной тридцатиминутной работы устраивается в Доме Ханжонкова, с привлечением телевидения и раздачей бесплатных бутербродов с колбасой, происходящее стоит считать чудом, и закрыть глаза на то, что сам фильм не заслуживает и половины грязноватого ханжонковского зала.
Если бы подобные выражения были позволительны в рецензиях (где автор, типа, уважает читателя, а читатель, типа, уважает автора), то «Утро — не время для девочек» было бы названо словом из пяти букв, на «г» начинающимся и на «о» заканчивающимся. Правда, за этим обязательно шли бы несколько «но». Но кое-где хорошая картинка (в титрах указаны три оператора, поэтому чьей заслугой являются отдельные красиво снятые кадры, не совсем понятно)… Актрисы симпатичные… Есть пара режиссерских находок (особенно впечатляет сцена с посмертным мочеиспусканием — герой продолжает, пардон, ссать, будучи уже застрелен)… В одном месте музыка ничего подобрана («Тополиный пух» от «Иванушек International» — единственный знак времени в фильме)… Все вышеперечисленное позволяет досидеть до конца без скуки, благо конец всего в тридцати минутах от начала.
В остальном фильм не стоит серьезного обсуждения. Главный провал — сценарий: бессвязный набор шуток, натянутых хохм и псевдоанекдотических ситуаций. По Максимовой шкале «Утро…» можно оценить баллов в 40, из которых собственно за фильм — только 20. Оставшиеся двадцать нужно поделить пополам: 10 баллов в качестве благодарности за спонсорство «Майскому чаю» (чтобы давали больше денег на кино), а еще 10 — аванс режиссеру. Может, снимет чего-нибудь получше.