КИНО

Dreamlife of Angels, The / La Vie Rrevee des Anges   
Воображаемая жизнь ангелов
95
режиссер...
Erick Zonca
сценарий...
Erick Zonca
Roger Bohbot
оператор...
Agnes Godard
главные роли...
Elodie Bouchez
Natacha Regnier
Gregoire Colin
Jo Prestia
производство...Франция,1998

Еще в 98-ом году фильм Эрика Зонки «Воображаемая жизнь ангелов» демонстрировался в конкурсной программе Канн. Мне повезло только летом 99-го года, когда я посмотрел это грустное и правдивое кино о жизни двух девушек, скитающихся без денег по улицам Лилля, не самого известного городка Франции.

Иса (Элоди Буше) приезжает в Лилль с большим походным рюкзачищем, без франка в кармане. На хлеб милая Иса (черненькая куколка со шрамиком на левой брови) зарабатывает тем, что вырезает фотографии из журналов и приклеивает их к чистой бумаге. Так она встречает одного мелкого швейного фабриканта, который устраивает ее на работу. Там Иса знакомится с Мари (Наташа Ренье) и, подружившись со своей тихой, холодной противоположностью, остается жить у новой подруги. Правда, работу девушки теряют, так как шить почти не умеют. У Мари есть крыша над головой, она смотрит за квартирой попавших в аварию женщины и ее дочки Сандрин – обе лежат в больнице в коме. 

Сюжет очень расплывчатый и богатый одновременно, и двух слов не хватит, чтобы нарисовать скромную картинку жизни двух молодых девушек. Иса – трогательная, заботливая, романтик, с большим сердцем. Мари – замкнутая, неразговорчивая, со сложным характером. Такие разные девушки сумели подружиться: вместе спят (просто спят), едят, знакомятся с парнями… Однако Мари медленно отдаляется, влюбившись в богатого Криса, который манипулирует ею. Иса предупреждает Мари, но все бесполезно. У Исы же все по-другому: она находит дневник Сандрин, читает его, даже ведет его за бедную девушку и читает его ей, хотя та в коме и ничего не понимает.

Режиссер Эрик Зонка поставил довольно типичный европейский, или, если хотите, французский фильм. Картина полна серых красок, левацкой тематики (богатый – плохо, бедный – хорошо). Чем-то все напоминает фильмы Кшиштофа Кесьлевского, чем-то «Рассекая волны» фон Триера. Но это европейское кино, пусть и типичное, но богатое прежде всего широтой описания характеров. Если в американских картинах (кстати, Зонка начинал как рекламщик в США, куда он в 20 лет переехал и где прожил 10 лет) жизнь молодых строится вокруг истории, то в «Воображаемой жизни ангелов» – вокруг людей, их судеб.

Могу ошибаться, но именно это и привлекает меня в «Жизни ангелов». Лента сделана вне рамок какого-то одного жанра, почти по «Догме» – используется и ручная камера, и нет всевозможных спецэффектов. Запоминается почти финальная сцена, когда Иса ночует где-то в церкви: героиня плачет, горит маленькая свечка и нет никаких комбинаций со светом и эффектами. Все так, как и в жизни, оттого и чувствуются сильнее все переживания девушки, ее грусть, тоска.

А призы в Каннах 98-го года достались другим: скучному Ангелопулосу и мейнстримной сказке Бениньи. «Догмовские» «Идиоты» и «Семейный праздник» вместе со «Воображаемой жизнью» остались только замеченными, не более… А жаль – в этих фильмах настоящая правда жизни.