кино
фильмы месяца
фильмы по алфавиту
гостевая книга
популярные рецензии
старое кино
архив'99
ссылки
билеты
саундтреки
люди
 КБ
The Eel / Unagi  
Угорь
 67
режиссер... Shohei Imamura
сценарий...Shohei Imamura, Daisuke Tengan
гл.роли...
Koji Yakusho
Misa Shimizu
Fujio Tokita
Mitsuko Baisho и другие.
производство...Япония, 1997
кадр из фильма

Современное японское кино на страницах «Воловика.ком» было представлено пока только китановским «Фейерверком». «Унаги» («Угорь», в смысле) стоит в личном рейтинге вашего покорного слуги гораздо выше, чем Hana Bi. Хотя между обоими фильмами (пожалуй, за последнюю пару лет это две самые заметные картины из Страны восходящего солнца) есть много сходств: криминальная тема, всё такое; что важнее, и «Фейерверк», и «Угря» западному зрителю одинаково трудно воспринимать адекватно: незнакомые метафоры, незнакомые приемы, незнакомая система координат. Так, на показе Hana Bi в Доме кино, где, предположительно, собирается довольно подготовленная публика, на протяжении всех двух часов в воздухе висело ощутимое непонимание происходящего. Из зала не раздалось ни единого звука, даже на очевидно смешных местах. «Угорь» прошел гораздо легче. Фильм Имамуры сделан с заведомым (и оправдавшимся — Золотая пальмовая ветвь 1997, поделённая со «Вкусом черешни» Аббаса Кьяростами) расчетом на Запад.

Макс назвал «Угря» японской «Калиной красной». В сюжетах, действительно, сходство есть. Некий японец (простите, но все имена действующих лиц я забыл через пятнадцать минут после финальных иероглифов) убивает свою жену, застав её с любовником. Освободившись условно (очевидно, убийство из ревности не считается в Японии очень тяжелым преступлением: дают за него не так много), японец, намастерившийся в тюрьме стричь своих сокамерников, начинает новую жизнь — открывает парикмахерскую. Его опекун предупреждает: надо быть тише воды, ниже травы — иначе весьма вероятно возвращение в зону. И, конечно же, почти сразу что-то случается — рядом совершает самоубийство незнакомая девушка.

Её откачают. Это лишь малая часть событий «Угря». На тихого японского цирюльника наваливаются все возможные и невозможные напасти. Дело осложняется внутренним конфликтом: несмотря на прошедшее время, герой переживает смерть жены. В общем, пожить спокойно не удастся никому — кроме тех, кто хочет спокойно поспать в своём кресле.

Да, для людей, страдающих бессонницей, «Угорь» вполне можно прописывать вместо лекарства (принимать один раз, вечером, после еды). Ритм фильма вгоняет в сон, а мелькающие тут и там вставки неизвестно откуда неизвестно куда лишь окончательно запутывают дело. Монотонность повествования (выбивается только финальная сцена — глобальная потасовка в парикмахерской) практически нейтрализует все остальные достоинства фильма — в первую очередь, сложный и интересный сюжет. Неторопливый нарратив, корни которого растут еще из любимой японцами русской классической литературы, с трудом раздражает взращённые на ТВ рецепторы. И те добрые слова, которые хочется сказать в адрес «Унаги», не будут слышны из-за дружного зрительского храпа.

Ким Белов