Он умеет играть.
79
 
Отец, сын и дочь - вся семья взборе

После двух документальных фильмов и одного короткометражного для телевизионного писа о нью-йоркском сабвее (метро) Спайк Ли вернулся и весьма успешно к полнометражному кино. Его последний фильм переводится больше как «Он умеет играть» / «He got game», что так же может означать «У него мяч» или «Игра под его контролем». Правильный перевод, а российские ошибочные версии названия оставляют желать лучшего, очень важен в данном случае. Именно в этом словосочетании и пролегает весь смысл внутренних столкновений и неудач афроамериканцев, выбора правильного решения «куда послать мяч», о чем и повествует картина. 

Фильм начинается с некого Джека Шатлсуорса (Дензель Вашингтон), который отбывает срок в одной из тюрем Америки. От губернатора штата, где Джек сидит, поступает предложение: он выходит на недельку на свободу, едет в свой родной Бруклин и помогает своему сыну Джизесу (Иисусу,  его сыграл профессионал NBA Рей Ален) выбрать колледж, за это ему скостят срок. Дело в том, что сынишка у Джека талантливый школьный баскетболист, звезда первой величины. Вся страна в ожидании его решения, где он продолжит играть (в России подобное сопоставимо с выбором спортсменов, скажем, хоккеистов, поехать из периферии в столицу и попасть в сборную). Особенности же бедных афроамериканцев в том, что рядом всегда крутится множество бездельников, которые чуют большие деньги и крутятся вокруг золотой жилы, в данном случае Джизеса. И вот, Джек в Бруклине, многое изменилось, во многом все по-прежнему, а именно нищета родного гетто (бруклинский район Coney Island).  Он останавливается в какой-то левой гостинице под присмотром двух агентов, чтобы не сбежал. Отношения с сыном сложные, это еще один поворот в фильме, но через младшую дочь Мери мы видим, что дети скучают по отцу. Тем временем юноше рекламируют различные блага, если он пойдет по той или иной баскетбольной дорожке. И за талантливым сыном выбор: послушать отца или послушать посторонних людей, между честным и тяжелым путем к вершинам баскетбола или легкой наживе денег и популярности, у которой короткий век. 

Талант Спайк Ли – всегда трезво отражать будни черных гетто, где постоянно перед его жителями стоит этот выбор между чем-то честным и трудным или быстрой наживой, скажем, продажа наркотиков или кража вещей из большого универмага. Перед большинством негров Америки стоит та же дилемма, и чаще нищий негр выбирает короткое, но сладкое счастье, заканчивая жизнь где-то в перестрелке или под забором с протянутой рукой. Исследование этой больной темы и провел в своем фильме Спайк Ли, и мне кажется, из этого что-то получилось, может быть только тема будет не совсем близка для большинства зрителей.