Коля.
96
 

Чешское кино сегодня переживает свои не лучшие времена, впрочем, смотря с кем сравнивать. Последнее время в Прагу зачастили киношники с многих стран, благо снимать в Чехии весьма дешево и удобно. Снимают и чешские кино мотографисты, и делают это весьма неплохо. Фильм "Коля", о котором и пойдет речь, снискал себе славы, как и в Чехии, так и далеко за пределами молодого славянского государства. 

История очень простая и до боли трогательная. Немолодой музыкант Франтишек Лука нуждается в деньгах, для того чтобы купить машину. Время идет нелегкое, 1988 год, демократия захлестнула многие социалистические державы, которые устремились к свободе слова и независимости от недоброй опеки СССР. Тут приятель нашего героя предлагает выгодный фиктивный брак на русской, которой в месте с сынишкой Колей позарез нужно гражданство, для совков и чешский паспорт сойдет, лишь бы подальше от любимой родины мамы. Женившись по расчету, музыкант Лука приобретает долгожданное авто и все вроде бы классно. Однако русская жена уезжает в Германию к своему настоящему любимому, оставляя сына на маму, которая, заболев, попадает в больницу. Маленький Коля Беляков остается один и он оказывается у своего фиктивного отчима. Коля - не подарок, и Франтишеку, привыкшему жить в одиночестве, очень нелегко справиться с русским мальчиком, большим шалопаем и озорником. Им предстоит пройти много трудностей, которые сильно повлияют на Франтишека, закоренелого холостяка. 

Фильм достоин всяческих похвал, и в первую очередь игра Зденека Сверека, который написал также прекрасный сценарий к картине, и московского мальчика Андрея Халимона. Постановка молодого и талантливого Яна Сверека (сына исполнителя главной роли) еще один главный фактор успеха фильма. Интересно было наблюдать за тем временем, когда Горбачев поснимал барьеры к свободе и гласности, и тогдашняя ЧССР вышла буквально на улицу, празднуя малейшее демократическое изменение. На этом фоне отрадно видеть взаимоотношение главных героев, представителей двух неравных друг другу стран. Картина же получилась очень теплой и незабываемой. Хорошо поймут ее и чехи и русские, и большинство людей которые знакомы с тем, что тогда происходило. Западному зрителю, особенно американскому, многое должно остаться непонятным, по причине совершенно другого менталитета, не знания русской и чешской историй, хотя это, конечно, правило не для всех. 

"Коля" удостоился высокой награды американской академии кино, как лучший неанглоязычный фильм. Оскар для любой картины говорит уже о многом, список же обладателей в этой категории включает величайшие произведения кино, среди которых фильмы Бергмана, Феллини, Трюфо, Бондарчука и многих других.