кино
фильмы по алфавиту
фильмы месяца
фильмы по жанрам
популярные рецензии
старое кино
лучшие фильмы
интервью
архив'99
будни драматурга
люди
саундтреки
билеты
гостевая книга
DOGMA'95
 ссылки
E-MAIL
лист рассылки
поиск
volovik.com

Lolita  
Лолита
89
режиссер...Adrian Lyne
сценарий...
Vladimir Nabokov - роман
Stephen Schiff
главные роли...
Jeremy Irons
Dominique Swain
Melanie Griffith
Frank Langella
Suzanne Shepherd и другие.
производство...США - Франция, 1997
Джереми Айронс и Доминик Суэйн

две рецензии на один фильм
Признаюсь, книгу Набокова я не читал, хотя когда-то давно пробовал. Мои начинания завершились где-то на седьмой странице. Но это не столь важно. Сюжет романа мне был известен задолго до просмотра фильма. Я знал, что это пикантная история отношений между девочкой и взрослым дядечкой.

Итак, поговорим о самой картине. В богатой и пуританской Америке «Лолиту» мне посмотреть не удалось. Крупные кинокомпании как одна наотрез отказались заниматься прокатом картины. Боязнь засветиться с таким “продуктом” перед взыскательным американским зрителем остановила всех до единого гигантов американской киноиндустрии.

И вот, стечением обстоятельств оказавшийся в Москве, я смотрю запретную в Штатах фильму. 
Исполнитель главной роли англичанин Джереми Айронс мне очень симпатичен, и я заранее был благожелательно настроен по отношению к фильму.

Фильм начинается с рассказом-воспоминанием профессора по имени Humbert Humbert (Айронс). Вначале он бросает пару фраз о своем детстве. Он юн и влюблен в Париже в сверстницу, которая вскоре умирает от тяжелой болезни. Спустя многие годы в гостеприимной Америке, наш герой останавливается у некоей дамы, зовущейся Charlotte Haze (маленькая роль Melanie Griffith). Charlotte воспитывает дочь Лолиту (Dominique Swain), весьма и весьма озорную девчонку, которой, согласно ее двенадцати годам, некуда девать свою энергию. Профессор оказался падким на молодняк и все завертелось к физическому сближению. Чем все это закончилось? Прочтите роман, господа, или сходите в кино.

Да! Учитывая, что книжки я не читывал, то судить мне гораздо сложнее. Впрочем, прочитав роман, я стал бы сравнивать между сбой фильм и книгу, как делало большинство критиков. По большому счету, в картине меня ничего не поразило, все так славно и просто. Режиссер Adrian Lyne («9 ? недель») немного удивил меня своей скромностью по части всяких там обнажений. 
Смотрелось-то кино, может, и неплохо, но вот как-то все не глубоко, по-детски. Поэтому набравшись наглости, соглашусь с теми, кто и читал и смотрел «Лолиту», и посему заметивших, что этот роман не поддается экранизации.

В принципе, фильм мне понравился и я его рекомендовал бы посмотреть.

Когда слышишь - «Набоков», в первую очередь на ум приходит – «Лолита». Точно также Тарантино ассоциируется с «Криминальным чтивом», Спилберг с «Челюстями», а Ленин с «партией». Нет смысла пересказывать сюжет всем известной книги, но жанр короткой рецензии требует этого. Профессор Гумберт Гумберт (Джереми Айронс – «Украденная красота») приезжает из Европы в небольшой американский городок. Там он останавливается у страстно молодящейся вдовы Шалотты Гейз (Мелани Гриффит – «Двое – это слишком») и влюбляется в её несовершеннолетнюю дочь по имени Лолита (Доминик Суэйн – «Без лица»)…

Одна из самых известных – скандально известных! – историй ХХ века. Именно вследствие это самой скандальности жителям Америки посмотреть фильм и не удалось. Все кинокомпании как одна отказались прокатывать картину. Слава Богу, что на Америке свет клином не сошелся. Есть еще лучший город Земли – Москва. Здесь этот фильм идет в лучших кинотеатрах и собирает хорошую кассу. 

Этот фильм (в отличие от версии Стенли Кубрика) в полной мере набоковский. Это признал даже сын писателя – Дмитрий Владимирович, как и режиссер прибывший в столицу на премьеру. 

Удивительно! Американцы в своем заклишированном Голливуде сняли европейский фильм со свежим, европейским (читай – «набоковским») взглядом на Америку. Можно вместе с тысячами и тысячами критиков неделями прикидывать о том Европа ли в лице Гумберта Гумберта развращает наивную девочку-Америку, или же бойкая красотка - Америка старую деву - Европу. 

Наверное дело совсем в другом. В том, что и книга, и фильм о любви. О любви запретной, но – настоящей. То, что началось как увлечение нимфеткой, обернулось драмой жизни. 

Потрясающе точно найдены исполнители на главные роли. Начнем собственно с Лолиты - Доминик Суэйн. Если и не совсем ясно за что полюбил её Гумберт, то отлично понимаешь почему захотел. Оттого что СОБЛАЗНИТЕЛЬНА. Это и девочка и женщина. И ангелочек и чертенок. Игра Доминик бесподобна – зажглась новая звезда. Джереми Айронс - обладатель Оскара-89 за роль Эдуарда Пирсона в фильме «Австралия» - разумеется, лучший Гумберт которого можно себе представить. Он не перегибает палку, он играет боль и страсть, безнадежную любовь, крушение надежд, удивительную гордость. В его Гумберте нет ни на грамм пошлости. Ему – отрицательному персонажу! - сопереживаешь. А Мелани Гриффит, кажется, вообще сыграла свою лучшую роль в карьере киноактрисы. Рецензента не устроила роль Френка Лангеллы (Куильджи), сыгравшего на штампах. 

Прекрасная, безнадежная музыка Эннио Морриконе («Однажды в Америке), бережный по отношению к оригиналу, сценарий Стивена Свифта, по-европейски интеллигентная камера Говарда Азертона, тонкая, точная режиссура Эдриана Лайна… Перед нами один из лучших американских фильмов 1997 года.

Макс Воловик (рецензия 98-го года)
Алексей Сашин