кино
фильмы месяца
фильмы по алфавиту
гостевая книга
популярные рецензии
старое кино
архив'99
ссылки
билеты
саундтреки
люди
 КБ
Saving Private Ryan  
Спасая рядового Райана
82*
режиссер...Steven Spielberg
сценарий...Robert Rodat
оператор...Janusz Kaminski
художник...Thomas E. Sanders
гл.роли...Tom Hanks
Tom Sizemore
Edward Burns
Matt Damon
Ted Danson  и другие.
производство...США, 1998
плакат

Для начала Спилберг занялся автоплагиатом. Сюжеты, «окольцовывающие» повествование, скопированы из предыдущего спилберговского военного фильма, ... оскароносного «Списка Шиндлера». Там, честно говоря, они смотрелись уместнее. Благодарные евреи органичнее отдавали почести спасателю, нежели постаревший рядовой Райан и его семья на фоне американского флага. Но этот небольшой просчет (просчет в художественном смысле слова, а в смысле наград Академии очень даже рациональный ход) можно простить. Уж больно хорош оказался фильм в целом.
Во-первых, потрясающие первые двадцать минут сплошного мочилова. Про них упоминают все рецензенты, потому что упомянуть про них невозможно. Бойня №5, только мочат американцев. Засевшие на холме немецко-фашистские сволочи расстреливают из крупнокалиберных пулеметов доблестную пехоту янки. На экране больше мяса, чем на Черкизовском комбинате. Оторванные конечности, выбитые мозги, распоротые животы и остальные маленькие некрофильские радости.
Потом, конечно, поскучнее. Девять солдат (отделение?) во главе с капитаном Миллером (Томом Хэнксом, в смысле) отправляются на поиски рядового Райана (в смысле, Мэтта Дэймона), последнего из четырех братьев. Его, по неким законам военного времени, надо вернуть домой живого и невредимого — иначе старушку-мать придется содержать государству.
На роль главного героя — конечно, капитана, а не рядового — Спилберг выбрал самого гуманистического актера Голливуда. По положительности сыгранных ранее персонажей до Хэнкса далеко любой современной звезде, за исключением разве что Харрисона Форда и Джоди Фостер (да и та, как выясняется, лесбиянка). Капитан Миллер — не человек со стальным сердцем. Он тяжело переживает (плачет) гибель каждого фронтового товарища. По мирной профессии он, конечно, учитель (чуть ли не начальных классов). Естественно, он героически погибнет, заставив плакать теперь три четверти кинозала.
Второй раз Спилберг (только с «Амистадом» ошибочка вышла), целясь на «Оскар», снял потрясающий фильм — одну из лучших картин о Великой Отечественной (она же Вторая мировая) войне. Все происходящее выглядит абсолютно достоверным. Война как процесс шокирует, поражает, но не отталкивает, а притягивает к экрану. Война у Спилберга, сказал известный критик, — зрелище, show. Зато (возразит автор заметки) насколько крутое зрелище! Широкий экран! Dolby Surround! Ёб ты! И при всем при том (не забывайте о Томе Хэнксе!) четкая гуманистическая направленность, против которой могут попереть только завзятые анархисты и нигилисты вроде австрияка Ханеке. Война sucks, а вовсе не rulez, как вы могли бы подумать. И то, что побеждают американцы, а не русские, совершенно не важно — тут ведь, в отличие от Олимпиады, важна победа, а не участие.
Получилось круто и правильно. А как же еще надо?
Ким Белов
*82 - оценка Максима Воловика