кино
фильмы по алфавиту
фильмы месяца
фильмы по жанрам
популярные рецензии
старое кино
лучшие фильмы
интервью
архив'99
будни драматурга
люди
саундтреки
билеты
гостевая книга
DOGMA'95
 ссылки
E-MAIL
лист рассылки
поиск
volovik.com

   
В той стране
88
режиссер...
Лидия Боброва
сценарий...
Лидия Боброва
оператор...
СергейАстахов
главные роли...
Дмитрий Клопов
Зоя Буряк
жители деревни Верколы
производство...Россия,1998
Дмитрий Клопов

Перед нами добротный фильм, который с удовольствием посмотрят простые люди и в городе и в деревне. А посмотрев, назовут «жизненным». Автор сценария и режиссер – Лидия Боброва, снявшая несколько лет назад фильм «Ой, вы гуси». Примечателен факт, что Бобров отказалась в пользу непрофессионалов от услуг таких звезд как Иван Бортник («Родня») и Нина Усатова («Мусульманин»). Из известных актеров занята лишь Зоя Буряк («Блокпост»). В остальных ролях жители деревни Верколы, где снимался фильм. Оператор – С.Астахов («Про уродов и людей»).

В фильме очень сильно лирическое начало. Дело в том, что центральный персонаж картины - Николай Скурдин (роль сельского жителя Дмитрия Клопова) – романтик. Это видно из отношения героя к жизни. Николай Скурдин пастух и скотник. Николай умеет видеть и ценить в жизни прекрасное. Он интуитивно – природно – интеллигентен. Он всем существом чувствует ту «святость жизни», являть которую – по В.Жуковскому - свойство и призвание поэта. Картина грубовата, зато нет в ней лубка, который зачастую проглядывается в картинах на деревенскую тему. По просмотре фильма приходит мысль, что типичнейшее свойство русского характера – романтичность, поэзия. 

Мы – горожане - ничего не знаем про жизнь в «той стране». Деревня же, по большому счету, известна лишь из общения с «местными» при поездках на дачу, да, собственно, из кино. Может быть, поэтому все фильмы про деревню кажутся похожими. Каждый «деревенский» фильм – новое открытие «той страны». Картина «В той стране» отсылает нас к лучшим своим предшественникам. Это «Асино счастье», «Калина красная», «Любовь и голуби». Даже «Курочка ряба», если хотите. 

Фильм справедливо намекает на то, что «та страна» – уже не наша. Это правда - ни мы не знаем деревенской жизни, ни в деревнях не понимают городской. При всем, при этом «та страна» остается какой-то «изначальной» родиной, из которой - кажется - уехал давно, в позапрошлой жизни, позабыл ее, презираешь, и все-таки тоскуешь по ней. 

Хорошо, что есть такие деревни. Складывается ощущение, что даже имея такую проблему как пьянство, жизнь в «той стране» на редкость самодостаточна, гармонична. Фильм создает поразительно правдивое ощущение. В том ли дело, что актеры сплошь непрофессионалы и играют сами себя? Или в заложенной истории - незамысловатой, как и вся деревенская жизнь?

В фильме вообще не отрицательных персонажей. Разве что зек Константин? Когда ближе к финалу появляется он - возникает и напряжение, и открытый конфликт. Но зло Константина уступает его же собственной доброте, проснувшейся после столкновений с Николаем.

Николай и побеждает потому, что в своих бедах никого не винит и не осуждает. Ни жену-стерву, могущую его ночью на мороз выставить, ни зека Константина, могущего попросту убить, ни жизнь которая - на сторонний взгляд - бедна и груба. Николай никого не винит затем, что любит и людей и землю. Во всех несчастьях он винит, прежде всего, себя самого. «Не стоит село без праведника» - говорят в «той стране». Николай и есть тот самый праведник. Для него коровы его, что голуби для героя фильма Меньшова. Впрочем, и у Николая есть птицы. Николай их вырезает из дерева в свободное время. Он считает, что именно они приносят счастье.
 

Алексей Сашин