кино
фильмы месяца
фильмы по алфавиту
гостевая книга
популярные рецензии
старое кино
архив'99
ссылки
билеты
саундтреки
люди
 КБ
Ворошиловский стрелок
86
режиссер... Станислав Говорухин
сценарий...
Станислав Говорухин
Александр Бородянский
Юрий Поляков (книга)
гл.роли...
Михаил Ульянов
Анна Синякина
Александр Пороховщиков
Сергей Гармаш
Ирина Розанова
Марат Башаров
Илья Древнов
Алексей Макаров
Владислав Галкин
Владимир Семаго
производство...Россия, 1999
плакат

«Реакционное дерьмо» – так выразился мой друг и сокурсник Ким Белов после просмотра в Доме Кино нового фильма режиссера-депутата государственной думы Станислава Говорухина. Я почти соглашусь с этими словами, хотя, вообще картина мне понравилась. «Ворошиловский стрелок» – не шедевр и больше походит на агитационный фильм, но выполнен он, с точки зрения кино, практически безупречно, легко и с юмором, которого не отнимешь у режиссера. Я бы назвал такой стиль в российском кино михалковским.

Подробности сюжета. Сексапильный подросток Катя возвращается домой к дедушке (Михаил Ульянов) и встречает своего бывшего одноклассника. Старый знакомый не один, а с двумя головорезами (у Говорухина они «новые русские») и у них, так называемый, женский день, когда им нужно позаниматься любовью. Случай подбрасывает в руки милашку Катю, девушка наивно заходит в гости, выпивает и ее вскоре насилуют. Дальше, как в перестроечных фильмах, храбрая милиция арестовывает нахалов, но папа-полковник (Пороховщиков) освобождает виновных и.… И тут дед ветеран войны и вообще хороший человек решает отомстить. Он едет в Москву, покупает винтовку с прицелом и наказывает новорусских подонков.

Зачем Говорухин сделал фильм? Вот уже не один год режиссер ратует за принятия какого-то строгого закона, запрещающий показ и продажу порно продукции и т.д. и т.п. Говорухин сладко подчеркивает ублюдочность своих плохишей, когда при их аресте милиция находит парочку кассет с порно содержанием. Вот к чему это все приводит, господа депутаты. Ким Белов в этот момент аплодировал (он – ярый противник таких запретов). Даешь порнуху у каждой станции метро! Кстати, купить ее можно практически везде, были бы деньги. 

Но меня фильм порадовал полнотой интересных парадоксов и фактов. Первое – картина сделана усилиями могучего НТВ-ПРОФИТ, крыло НТВ и собственность банкира Гусинского, яркого и ярого стратега демреформ и вообще главного сиониста Российской Федерации. Второе – роль противного следователя играет депутат-коммунист Семаго, он же красный бизнесмен. Далее – милиция. По Говорухину, все наши менты – Жигловы. В картине их два. Первый (Сергей Гармаш) не боится страшного полковника и, переступая закон, выбивает все показания из преступников. Второй – соседский милиционер, который спасает дедушку Кати, догадываясь о его преступлениях. Доброго стража порядка, кстати, играет Владислав Галкин, в свое время сыгравший Гека в говорухинском фильме «Том Сойер».

Надо сказать, приемы «Место встречи» действительно изменить нельзя. Говорухин сознательно их использует, то ли не знает других, то ли не хочет знать. Существуют плохие и их надо бомбить, существуют хорошие и их надо любить, но это, правда, для простачков. Сидящая рядом актриса третьего курса ВГИКа (мастерская Ромашина) Жанетта Федорова в перерыве между говорухинскими шутками понимающе сказала: «коммунистическая пропаганда». 

О юморе и языке. Русский юмор – это Михалков, Говорухин, кто там еще? Он чист, приятен русскому уху, но сплошь и рядом соткан из лукавства. В «стрелке» режиссер шикует своими знаниями современного русского языка. У Михалкова 70 процентов всех диалогов звучат по-английски (оно и понятно, фильм был сделан для западного клиента). У Говорухина примерно такой же процент – жаргонный сленг, но клиент-то наш, отечественный, а он только такой язык и понимает СЕГОДНЯ. Без мата, но тоже крепко и главное весело.

Итог. После слов критики я все равно за Говорухинский фильм. Суди, ряди, но сердцу не прикажешь. Картина полна простого, но меткого юмора, в ней есть своя предсказуемость, но она только добавляет фильму шарма. И главное, нет надуманного пафоса и театральщины, так часто используемой в российском кино.

Ps. Но голосовать за Говорухина я бы не стал.