кино
фильмы месяца
фильмы по алфавиту
гостевая книга
популярные рецензии
старое кино
архив'99
ссылки
билеты
саундтреки
люди
КБ
.  
Агония 
 ++
режиссер...Елем Климов
сценарий...
Семен Лунгин, Илья Нусинов
главные роли...
Алексей Петренко
Анатолий Ромашин
Велта Лине
Алиса Фрейндлих
Юрий Катин-Ярцев
Леонид Броневой и другие.
производство...СССР, 1974-81
Алексей Петренко в роли Распутина

Агония – один из самых правдивых советских фильмов на историческую тему. Один факт, что фильм делали более семи лет (c 1974 по 1981), говорит о том, что правда эта давалась его создателям не легко. Но сегодня, смотря эту замечательную картину, думаешь о другом: «как же это все знакомо и горько видеть, как все не изменилось, как же это???».

Подробней. 16-й год. Распутин, Николай II, война, интриги, воровство, общество на гране революции, на гране БОЛЬШОЙ КРОВИ. Нерешительность царя не позволяет стране спастись от АГОНИИ. Распутин на вершине славы, кому-то это выгодно, можно прокрутить много афер, так что даже армию легко перебросят с одного фронта на другой. Правые же чувствуют скорую кончину монархии и решаются на исключение демона Распутина. Но поможет ли это? А может уже поздно? Черносотенец Пуришкевич (его классно сыграл Катин-Ярцев) призывает к действиям. Заговор. Граф Юсупов, князь …, их помощники, и сам бессарабский жидоненавистник Пуришкевич совершают покушение на Распутина… Старца теперь нет, но и надежды на лучшее тоже. На дворе 17-й год.

Хвалить в фильме можно многое: и режиссуру, и оператора, и трогательно сыгравшего царя Анатолия Ромашина, и, конечно, бесподобного Алексея Петренко в роли Григория Распутина. Лучше уже никто не сыграет, это навсегда. Но еще более мне пришлась по душе правда в фильме. Я словно понял что-то, хотя,  казалось бы, чего нам не известно о том злом времени? И сегодня оно не мене злое и правда та же. В России снова агония, снова большая яма… Чем «Агония» особенно выделяется (почему-то на память приходит «добротная истина» другого маститого режиссера Никиты Михалкова)? У Климова весь фильм живет и балансирует на грани его любви к России и признания ее вечной трагедии, а у Михалкова – больше  любви и трагедия только главный повод для этой самой любви.

Мне кажется, сегодня стоит вспоминать этот фильм, дабы случайно не напороться снова на большую яму. Время сегодня не простое, и в далеком 16-м оно было такое же не простое. Зло маршировало все громче тогда, оно шумит все громче и сегодня. Нам не хватает правды, чтобы остановить сие, остановить АГОНИЮ. В «Агонии» Элема Климова все это есть и надо бы чаще вспоминать ее, дабы избежать краха…