КИМ БЕЛОВ
БУДНИ ДРАМАТУРГА 13.04.99.

ЛЮДИ

Я снимаю короткометражку; сценарий, наверное, Макс здесь повесит. Эту историю я подавал на экзамен по мастерству в январе, но с той поры много раз переделывал — то какие-то мелкие вещи, то серьезные. В результате экзаменационный и нынешний вариант имеют гораздо больше различий, чем сходств. Оператор — Илья Косачёв из юсовской мастерской. Он достал у каких-то своих знакомых цифровую камеру; на нее и снимаем. Правда, еще даже не все актеры найдены — только на две главные роли. Одну играет Вадим Рутковский, киновед с первого курса (мастерская Юренева). Его партнерша — Настя Сапожникова из «Школы современной пьесы» (кажется, я уже упоминал ее на страницах «Будней» в качестве супруги Андрея Мигачева).

Вот это круто.

КИНО

«Подозрительные лица» («Обычные подозреваемые») Брайана Сингера

Почти в самом начале «Подозрительных лиц» проходит опознание. Пятеро подозреваемых по очереди произносят одну и ту же фразу. Цель свидетеля, находящегося где-то за кадром — узнать, кто был за рулем угнанного грузовика с отправлявшимся на свалку (но туда, естественно, не попавшим) оружием. Цель зрителя — угадать, кто же такой на самом деле Кайзер Созе, загадочный гангстер, наводящий ужас на всю преступную братию. И вообще, существует ли Кайзер по-настоящему, или это байка, «страшная сказка, которой бандиты пугают своих детей»? Элементы фабулы в фильме Брайана Сингера перепутаны так, что разобраться во всей истории будет нелегко.

Пять человек оказываются собраны в одном месте: в полицейском участке. Это не случайно. Все они — воры, мошенники и убийцы. И все они потребовались для одного дела. Заказчик — тот самый Кайзер Созе. Отказаться практически невозможно. Сбежать тоже. Остается только слушать и выполнять приказы, которые передает невозмутимый даже под дулом пистолета (причины для невозмутимости у него, как выяснится позже, имеются) адвокат Кобаяши. Беда только в том, что задание Кайзера на поверку оказывается полной подставой, и наутро из пятерых останется в живых только один.

Вообще-то я не очень люблю отмечать в рецензиях актерскую работу (хотя, признаться, зачастую спешу посмотреть фильм только из-за определенного имени на афише). Как-то это неинтересно. Но говоря о «Подозрительных лицах», не упомянуть об актерском составе нельзя. Кастинг картины Сингера приближается к идеальному: священник из «Ромео и Джульетты Уильяма Шекспира» Пит Постлетуэйт (ему совершенно не подходит японская фамилия Кобаяши); драматургически одаренный мафиозо из «Пуль над Бродвеем» Чазз Палминтери (полицейский); спутник Джонни Деппа из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» Бенисио дель Торо (сутенер Фенстер — его убьют первым); д’Артаньян из фильма с двумя Леонардо Ди Каприо Гейбриел Бирн (мягкосердечный злодей Китон — попытавшийся раскаяться, но безуспешно); и, конечно же, самый зловещий, самый незаметный, самый жестокий, самый обыкновенный злодей современного Голливуда, отрезавший однажды голову (лучше бы ее не пришивали обратно) недавней оскаровской победительнице Гвинет Пэлтроу Кевин Спейси (хромоногий дэцэпэшник Болтун Кинт). Редкий фильм в 90-е может похвастаться таким подбором исполнителей.

Заслуга всех вышеперечисленных лиц, и, в первую очередь, самого Сингера — атмосфера загадки. Но она радикально отличается от тотально гнетущего настроения всех работ Линча (что-то слишком часто я его стал упоминать) или, если брать другой упомянутый фильм с тем же Спейси, от мрачных мистических флюидов «Семи». В «Лицах» события реальнее, привычнее, проще, нет какой-то философской подкладки — может быть, оттого, что мы сразу знаем, чем и как все закончится. Вернее, думаем, что знаем... ну, да это одно и то же.

Я поставил «Подозрительные лица» маме. Естественно, на десятой минуте она, абсолютно не въехав в происходящее, уснула. Время от времени мама просыпалась и сетовала на то, что самое интересное проспала. Наконец, проснувшись в очередной раз уже почти в самом финале, мама вспомнила, что «этот фильм уже смотрела». И сразу сказала, кто же на самом деле Кайзер Созе. Не ошиблась.